Эксклюзивное
интервью:
То, о чем вы хотели спросить
Фильмы
ГТРК "Пенза":
Мир в нашем объективе
Фотоновости
Пензы:
Узнавайте моменты и детали
Вести.Пенза
Экономика:
Достижения, развитие, опыт



О КОМПАНИИ
История компании
Руководство компании
Лица компании
Голоса компании
Каналы вещания
Проекты
Рекламодателю
Вести FM
Контакты
Промо ТВ
ПРОГРАММА ПЕРЕДАЧ
«Россия 1. Пенза»
«Радио России»
«Вести FM. Пенза» 96.0
ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИОНЕ
Пензенская область  
Слава губернии  
Новости бизнеса  

О КОМПАНИИ | Проекты

01.05.2015 11:11 Пенза дала путевку в жизнь Герою из Ульяновска Борису Сидневу

Пенза дала путевку в жизнь Герою из Ульяновска Борису Сидневу

Фото
«Пенза мне мне дала путевку в жизнь. Там я стал летчиком, там познал себя и свои возможности», — часто говорил в разговорах с друзьями Герой Советского Союза Борис Арсеньевич Сиднев. Более того, на фронте, случайно встречая пензенцев, называл их земляками. Это при том, что родился он в Ульяновске.

Пензенская область и спустя 70 лет после Великой Победы в Великой Отечественной войне благодарна за такую любовь и отвечает Герою взаимностью. Поэтому в данном материале мы еще раз расскажем о Борисе Сидневе и его героическом подвиге.


Историческая справка

Сиднев Борис Арсеньевич — командир 13-го истребительного авиационного корпуса (16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), генерал-майор авиации.

Родился 11 (24) марта 1911 года в городе Симбирск (ныне город Ульяновск). Русский. Окончил 8 классов школы и профтехникум. Работал токарем на заводе в Пензе. В 1929 году окончил Пензенскую школу пилотов ГВФ.

В армии с января 1930 года. В 1932 году окончил Одесскую военную авиационную школу летчиков, в 1933 году — курсы усовершенствования командного состава при Ейской военной авиационной школе морских летчиков. Служил в строевых частях ВСС (Украинский и Киевский военные округа). Командовал эскадрильей, был инспектором по технике пилотирования истребительной авиабригады в Киевском военном округе.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов.

В 1940 году окончил Липецкие курсы усовершенствования командного состава. Командовал истребительным авиационным полком в Прибалтийском военном округе.

Участник Великой Отечественной войны. В июне-сентябре 1941 — командир 38-го истребительного авиационного полка, в сентябре-декабре 1941 — командир 6-й смешанной авиационной дивизии, в декабре 1941-июне 1942 — командующий ВВС 28-й армии, в июле 1942 - мае 1944 — командир 268-й (с марта 1943 — 6-й гвардейской) истребительной авиационной дивизии, в июле 1944 - мае 1945 — командир 13-го истребительного авиационного корпуса.

Воевал на Северо-Западном, Юго-Западном, Сталинградском, Южном, 4-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Части под его командованием участвовали в оборонительных боях в Прибалтике, в Сталинградской битве, освобождении Донбасса, Мелитополя, южной части Левобережной Украины и Крыма, в освобождении Польши и в Берлинской операции. Лично совершил 140 боевых вылетов на истребителях «И-16», «Як-1», «Як-9» и «Як-3», в воздушных боях сбил четыре самолета противника.

За умелое руководство боевыми действиями частей и соединений, а также личное мужество и героизм, генерал-майору авиации Сидневу Борису Арсеньевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С окончанием войны Сиднев продолжил командовать 13-м истребительным авиационным корпусом.

С марта 1946 года был слушателем Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова, по окончании которой в феврале 1948 года был назначен на должность заместителя командующего ВВС Московского военного округа, а в декабре того же года — на должность помощника командующего по строевой части 14-й воздушной армией (Прикарпатский военный округ), в июне 1949 года — на должность помощника командующего 24-й воздушной армией (Группа советских войск в Германии), а в марте 1952 года — на должность командующего 48-й Воздушной армией (Одесский военный округ).

В апреле 1961 года генерал-полковник авиации Борис Арсеньевич Сиднев вышел в отставку. Жил в Одессе. Умер 6 июня 1994 года. Похоронен на Втором христианском (городском) кладбище Одессы.



Жил в городе–герое Одесса (Украина). Умер 6 июня 1994 года. Похоронен в Одессе на городском кладбище.

Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 2-й степени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, иностранными наградами.

Избирался депутатом Верховных Советов Молдавской ССР и Украинской ССР, был членом ЦК КП Молдавии.

Память Героя увековечена. В Одессе в сквере на углу Адмиралского проспекта и Фонтанской дороги, на месте бывшего военного аэродрома установлен памятный знак Героям Советского Союза. Среди имен есть и инициалы Бориса Арсеньевича Сиднева.

Жизнь и подвиг Героя увековечены также в очерке пензенского журналиста. В проекте телеканала «Россия 1. Пенза», посвященном Героям-пензенцам, предлагаем познакомиться с ним.


Из племени крылатых


Летом 1928 года Борис приехал в Пензу. Город чем-то напомнил ему Ульяновск, где он родился и жил постоянно, только тот был зеленее и благоустроеннее. Потом, когда познакомился с пензенцами, и Пенза ему понравилась. Уже на фронте, встречая случайно пензенцев, в разговоре называл их земляками и часто говорил: «Пенза мне дала путевку в жизнь. Там я стал летчиком, там познал себя и свои возможности...».

Начал работать слесарем на мебельной фабрике. Как-то узнал, что недавно в Пензе открылась летная школа гражданской авиации, и загорелся мечтой стать летчиком. Но в летной школе его разочаровали: «Набор кончился. Ожидайте следующего».

Группа, в которую его зачислили, была невелика — меньше двадцати человек. Среди них он найдет и друзей. Ими станут Саша Сенаторов, Николай Звонарев.

После прохождения теоретического курса, изучения устройства самолета, весной 1930 года начались практические полеты на «аврушках» — учебных аэропланах, неказистых и легких машинах. Самолеты были старенькие, часто ломались, и курсанты под руководством инструкторов и механиков охотно ремонтировали их.

В июле 1930 года состоялся выпуск старшей группы пилотов. Среди выпускников была и ставшая потом знаменитой на весь мир Валентина Гризодубова — будущий командир самолета «Родина», на котором она вместе с Полиной Осипенко и Мариной Расковой совершила беспримерный беспосадочный полет от Москвы до Дальнего Востока.

Борис Сиднев был хорошо знаком с Гризодубовой. Когда во время войны они встретились на фронте, то прежде всего вспомнили Пензенскую школу пилотов, своих воспитателей: начальника школы Степанова, инженера Головащенко, инструктора Аристова, авиамеханика Бакланова и многих других.

Весной 1931 года состоялся выпуск группы, в которой учился Борис Сиднев. Почти все ее выпускники стали впоследствии военными летчиками, среди них Герои Советского Союза А.С. Сенаторов, воевавший добровольцем в Испании, Б.А. Сиднев — участник многих воздушных боев в годы Великой Отечественной войны; П.И. Звонарев — первый из советских военных летчиков испытатель реактивного авиационного оружия, применивший его в боях против японских милитаристов в сражении на Халхин-Голе.

Многие из этой группы были призваны в ряды Красной Армии и откомандированы в военно-авиационные училища. А.С. Сенаторова, Б.А. Сиднева, Н.И. Звонарева пошлют учиться в Одесскую военно-авиационную школу, где они встретятся с Валерием Чкаловым. Одесса понравилась друзьям чистотой улиц, своеобразной архитектурой, особенно зелеными приморскими бульварами. В 1932 году все они покинули Одессу. Бориса Сиднева направили на курсы высшего пилотажа в Липецк. Потом судьба их снова сведет, но уже на фронте.

За предвоенные годы Борис Арсеньевич освоит многие типы истребителей, начиная с «И-16» и кончая новейшими «ЛАГГ-Х», «МиГ-3» и «Як-1», а в ходе войны — более грозные и мощные и о вооружению самолеты. Пройдет он боевой путь от командира авиазвена до командира авиакорпуса.

Когда под Сталинградом начались жестокие бои с фашистами, Сиднев уже командовал истребительной дивизией, которая вскоре вошла в состав формировавшейся 16-й воздушной армии. Это было в августе 1941 года. Тогда Сиднева назначили командиром 13-го истребительно-авиационного корпуса, с которым он прошел от Сталинграда до Берлина. Перерыв был в 1943 году — учеба на курсах при Военной академии Генерального штаба. Окончив их, он вернулся в свой авиакорпус.

13-й авиакорпус под командованием Бориса Арсеньевича Сиднева принимал участие в боях под Сталинградом, на Дону, затем в Белоруссии, на Украине, в боях по освобождению от немецких захватчиков Польши, а позже в ожесточенной борьбе с гитлеровцами и в небе над Германией. Командуя соединением, Сиднев часто вылетал на боевые задания. Лично совершил 140 боевых вылетов и сбил 4 вражеских самолета, хотя ему всеми приказами запрещено было летать. Правда, сам он признавался, что такие нарушения были вынужденными:

— Надо было личным примером показать молодым пилотам, что с сильным врагом можно и надо сражаться и можно побеждать во имя Родины. Получал за это часто нагоняй от командующего армией С.И. Руденко, но шло время — и снова шел на нарушение.

Сергей Игнатьевич Руденко высоко ценил организаторские способности Сиднева, его смелость и мужество в боях с фашистами. Боевая дружба, а затем и личная сохранилась между ними на долгие годы. Руденко всегда ставил в пример боевые успехи 13-го авиакорпуса. За время боев летчики-истребители и штурмовики корпуса совершили почти 12 тыс. боевых вылетов, сбили только в воздушных боях более 400 самолетов противника.

Командуя авиакорпусом, Б.А. Сиднев уделял большое внимание тактической подготовке прибывающих в части молодых пилотов: прикреплял к ним опытных наставников, а в свободное от боевых вылетов время часто проводил тактические учения, которыми обычно руководил лично. Опыт передовых пилотов Б.А. Сиднев старался распространять по всему корпусу, разбирая на оперативных совещаниях в частях и подразделениях, издавая листовки, плакаты, боевые листки, «молнии».

Когда наши войска вышли к Праге — крепости на подступах к Варшаве, в помощь им командование 1-го Белорусского фронта выделило 13-й авиакорпус генерала Б.А. Сиднева, ибо командующий 16-й воздушной армией генерал-полковник С.И. Руденко считал его самым боеспособным. И не ошибся. Прикрывая наземные войска с воздуха, летчики выполнили боевую задачу успешно — вражеской авиации редко удавалось безнаказанно совершать бомбовые удары по нашим войскам, хотя под Варшавой немцы имели численное превосходство в бомбардировщиках и штурмовиках. В боях за Прагу и затем за Варшаву летчики Б.А. Сиднева иногда совершали по 4-5 боевых вылетов в день. Отдыхали только ночью, когда вражеская авиация сокращала полеты.

Активно участвовали авиаторы авиакорпуса и в Висло-Одерской операции войск 1-го Белорусского фронта. Особенно героически они проявили себя при защите Мангушевского плацдарма на Висле, откуда потом началось наступление на Познань и позже на Берлин. Прикрывая войска 8-й гвардейской армии, занимавшей плацдарм, авиаторы Б.А. Сиднева успешно блокировали бомбардировочную и штурмовую авиацию противника, помогали не только защищать плацдарм, но и расширять его. Когда наши войска соорудили через Вислу две переправы, по которым на плацдарм пошли новые части и соединения армии, их стали бомбить крупные силы немецкой авиации, но им так и не удалось разрушить переправы. Авиаторы Б.А. Сиднева успешно отбивали все атаки. Тогда немецкое командование избрало новую тактику — вместо массированных налетов фашисты перешли к групповым.

Генерал предвидел это и поручил оборону переправ наиболее боеспособному авиаполку своей 193-й авиадивизии, которым командовал Герой Советского Союза С.И. Миронов, опытный и смелый командир. Б.А. Сиднев поставил перед ним задачу

— Надо бить врага не над переправами, а на подходе к ним. По-моему, немцы будут совершать налеты группами и атаковать переправы с разных высот.

«В тот же день авиаполк из дивизии С.И. Миронова успешно отразил все налеты немецкой авиации на переправы и нанес врагу ощутимый урон.

В боях на подступах к Берлину 16-й воздушной армии снова было дано задание прикрывать наши наземные войска. На долю частей 13-го авиакорпуса генерала Б.А. Сиднева выпала самая трудная задача. Вместе с частями 3-й гвардейской танковой армии, наступавшей на Берлин с юга, блокировать вражеские аэродромы и прикрывать наши танки от налетов штурмовиков.

Обсудив поставленную задачу вместе с командованием танковой армией, генерал Б.А. Сиднев бросил на прикрытие 9-го танкового корпуса самую сильную по боеспособности авиадивизию. Танковый корпус, пробив брешь в обороне немцев, уже устремился к Потсдаму, угрожая выходом к Берлину, и этот участок был самым важным для наступающей 3-й гвардейской танковой армии. На него и выделил генерал одну из дивизий. Второй авиадивизией он прикрыл остальные соединения танковой армии, а третью оставил в резерве, но поставил перед ней новую задачу — вести так называемую «свободную охоту» за вражескими самолетами-разведчиками и отдельными группами бомбардировочно-штурмовой авиации.

Наиболее сильные воздушные бои с авиацией противника начались на подступах к южной части Берлина 14 апреля 1945 года. О масштабах этого сражения в воздухе можно судить даже по одному такому факту. Только за одни сутки авиация 13-го авиакорпуса генерала Б.А. Сиднева произвела более 300 боевых вылетов, провела почти 50 воздушных боев, в которых наши отважные летчики сбили 62 немецких самолета.

В тот же день немцы предприняли против аэродромов и авиабаз корпуса несколько атак с помощью «нового оружия» — они направили на наши аэродромы пять самолетов-снарядов и четыре самолета «Ю-88», начиненных большим количеством взрывчатки. Хотя некоторым наземным сооружением и был нанесен определенный ущерб, но на боевые действия авиакорпуса Б.А. Сиднева это не повлияло.

Применили немцы на южном направлении у Берлина и новую тактику в действиях своей авиации. Одновременно с атакой самолетов-снарядов и бомбардировщиков «Ю-88», летавших в автоматическом режиме, бросили на наши аэродромы и наземные части много бомбардировщиков и штурмовиков, которые совершали налеты не с запада, а с востока или с юга. Обходя линию фронта на большой высоте, немецкие самолеты затем снижались и на бреющем полете шли к целям, вводя в заблуждение и наших пилотов, барражировавших в воздухе на большой высоте, и зенитчиков, охранявших тыловые базы и аэродромы, да и наземные части. При такой тактике нашим истребителям не хватало времени для снижения, а зенитчикам трудно было отражать атаки низко летящих самолетов.

На совещании у С.И. Руденко Б.А. Сиднев предложил изменить тактику полетов наших истребителей — производить барражирование на разных высотах. Как показали последующие дни, при такой тактике и летчики и зенитчики сбивали низко летящие самолеты. Только за три дня летчики 13-го авиакорпуса сбили или повредили свыше тридцати самолетов противника, и немцы отказались от новой тактики.

20 апреля немецкая авиация предприняла многочисленные атаки против наших войск, наступавших на Берлин с юга, но и они не принесли им успеха. Авиаторы Б.А. Сиднева за этот день сбили 14 вражеских машин, два из которых сбил наш земляк, старший лейтенант, Герой Советского Союза Сергей Алексеевич Кузнецов, уроженец Нижнеломовского района. Это был его 240-й вылет за время войны, а на его счету стало 28 самолетов, сбитых им в боях. Генерал Б. А. Сиднев лично поздравил его с этой победой. Позже С.А. Кузнецов над Берлином и его пригородами сбил еще два самолета, но они были последними на его боевом счету.

Принесла успех авиаторам и «свободная охота». Немецкая авиация в основном действовала небольшими группами или одиночными самолетами по наиболее важным целям. Вот с такими налетами активно боролись авиаторы Б.А. Сиднева. Этот опыт переняли и другие соединения 16-й воздушной армии.

28 апреля начались ожесточенные бои непосредственно на улицах южной части Берлина, затем и в западной части. Силы авиаторов были на исходе. Налеты с дальних баз занимали много времени. И тут пришла весть, что наши войска вот-вот займут два самых ближних к Берлину аэродрома — Темпельгоф и Шенефельд. У генерала Б.А. Сиднева возникла мысль: «А нельзя ли их использовать для базирования истребителей сейчас?». Он приказал своему заместителю полковнику П.С. Киселеву:

— Пошлите на разведку самых опытных летчиков.

Через час П.С. Киселев докладывал, что, видимо, на аэродромах нет ни горючего, ни боеприпасов и все придется доставлять туда воздухом. Операция была рискованной, но генерал пошел на нее. К полудню на аэродром полетел первый самолет, за штурвалом которого сидел опытный пилот и отличный командир 515-го истребительно-авиационного полка Г.В. Громов. Его прикрывал ведомый лейтенант Ю.Т. Дьяченко. Шли на низкой высоте, чтобы наши зенитчики видели опознавательные знаки на машинах. Когда командир пошел на посадку, самолет был обстрелян зенитными тяжелыми пулеметами. Следом сел и ведомый. По ним ударили из соседнего леса минометы. Но обстрел быстро прекратился: минометные батареи немцев были подавлены нашими артиллеристами. Вскоре на вражеских аэродромах оказалась целая авиадивизия и немедленно приняла участие в налетах на Берлин. Когда столица рейха была уже в руках советских войск, авиаторы все еще вели бои с одиночными самолетами и даже небольшими группами немецких самолетов, которые вплоть до 5 мая 1945 года пытались прорваться к Берлину.

Последний боевой вылет летчики-истребители 13-го истребительно-авиационного корпуса, которыми командовал генерал Борис Арсеньевич Сиднев, совершили 8 мая 1945 года, когда одна из его авиаэскадрилий сопровождала до аэропорта Темпельгоф самолеты союзников с американской, английской и французской делегациями, прибывшими в Берлин на подписание акта о капитуляции Германии. Такое событие не забывается долго.

За участие в битве за Берлин 13-й истребительно-авиационный корпус был награжден орденом Красного Знамени, а летчики получили боевые ордена и медали. 29 мая 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР командиру авиакорпуса Борису Арсеньевичу Сидневу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания Великой Отечественной войны Б.А. Сиднев командовал многими авиасоединениями, был командующим ВВС ряда военных округов. В 1961 году в звании генерал-полковника авиации вышел в запас и ныне, проживая в Одессе, продолжает заниматься общественной работой.

Ф. Ивашкин

«Герои и подвиги» (Сборник очерков), Саратов, Приволжское книжное издательство, 1990 год)

При составлении биографических данных о Героях Советского Союза были использованы архивные материалы и сведения из Интернета.


  Группы телеканала «Россия 1. Пенза»
  Читать russia1penza в Твиттере Читать russia1penza ВКонтакте Читать russia1penza в Одноклассниках Читать russia1penza в Facebook Смотреть russia1penza на YouTube


 Все сюжеты дня









АРХИВ 
р е к л а м а

п р о г р а м м ы

Презентация новой студии ГТРК «Пенза»

Ваши «Вести» в нашем эфире

Социальные сети

Новый год

Вести. Пенза

Вести. Пенза. События недели

Вестник студента

Пензенский государственный университет

Пензенская хроника. ХХ век

Доброе утро, Пенза!

58 регион. Территория успеха

Вести. Пенза. Подробности

Вести. Пенза. Экономика

Сельские вести

ЧМ-2018

Фильмы ГТРК «Пенза»

Открытая книга

Радио России из Пензы

Лермонтовский дневник

Эксклюзивно. Сделано в Пензе

Законодательная практика

Край талантов

АгроНавигатор

У камина

Интересная персона

Веры дивная лампада

Возродим святыню

Уроки творчества

© 2019 «Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2019. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@rfn.ru. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 954-04-61, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru. Техническое сопровождение: Дирекция информационных технологий ВГТРК.