Фотоновости
Пензы:
Узнавайте моменты и детали
Эксклюзивное
интервью:
То, о чем вы хотели спросить
Фильмы
ГТРК "Пенза":
Мир в нашем объективе
Вести.Пенза
Экономика:
Достижения, развитие, опыт



О КОМПАНИИ
История компании
Руководство компании
Лица компании
Голоса компании
Каналы вещания
Проекты
Рекламодателю
Вести FM
Контакты
Промо ТВ
ПРОГРАММА ПЕРЕДАЧ
«Россия 1. Пенза»
«Радио России»
«Вести FM. Пенза» 96.0
ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИОНЕ
Пензенская область  
Слава губернии  
Новости бизнеса  

О КОМПАНИИ | Проекты

07.05.2015 11:11 Пензенский Герой вошел в список прославленных «сталинских соколов»

Пензенский Герой вошел в список прославленных «сталинских соколов»

Фото
В 2014 году вышло в свет уникальное издание. Ему нет аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Речь о самой полной энциклопедии «сталинских соколов», основанной исключительно на архивных документах. Поименные списки советских асов не только Великой Отечественной войны, но и всех вооруженных конфликтов 1936-1953 годов, в которых участвовал СССР. Подробные сведения о 3,5 тыс. летчиков-истребителях, ставших легендами. Среди них имя пензенского Героя Советского Союза Сергея Алексеевича Кузнецова.




Историческая справка


Сергей Кузнецов родился 21 октября 1917 года в селе Большие Хутора, в настоящее время Нижнеломовского района Пензенской области, в семье крестьянина. В 1932 году окончил семь классов сельской школы, в 1935 году — первый вектор движения плодополеводческого техникума. В сентябре 1935 года призван в ряды Красной Армии. В 1938 году окончил Оренбургское военное авиационное училище летчиков.

С октября 1941 года в действующей армии. Боевое дело начал в составе 157-го истребительного авиаполка. Сражался на Южном, Юго-Западном, Центральном, Западном, Брянском, 1-м Белорусском фронтах. Дважды был ранен.

К августу 1944 года штурман 233-го истребительного авиационного полка (234-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная вс, 1-й Белорусский фронт) майор С.А. Кузнецов произвел 227 успешных боевых вылетов, в 52 воздушных боях сшиб лично девятнадцать и в составе группы восемь самолетов противника. За это время освоил истребители «МиГ-3», «Харрикейн», Р-40 «Томахаук», «Яки» различных модификаций.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».









Всего выполнил 250 успешных боевых вылетов, провел 59 воздушных боев.

Список всех известных побед майора С. А. Кузнецова (из книги М. Ю. Быкова):



После войны Сергей Алексеевич продолжал служить в Вооруженных Силах на различных должностях. С 1954 года полковник С.А. Кузнецов — в запасе, затем в отставке. Работал начальником производственного отдела в городе Орле.

Награжден орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Александра Невского, Красной Звезды (дважды), медалями.

Умер 23 октября 1973 года. Похоронен в городе Орле.



В Орле пензенскому Герою также установлен памятный знак.



Жизнь и подвиг Героя увековечены также в очерке пензенского журналиста. В проекте телеканала «Россия 1. Пенза», посвященном Героям-пензенцам, предлагаем познакомиться с ним.


В суровом небе войны

Яркое майское солнце бликами отсвечивало на свежей листве искореженных деревьев. На газонах, искромсанных гусеницами танков и колесами автомашин, пробивалась изумрудная трава. Природа брала свое, а кругом стояли дома -громады, зияющие выбитыми, окнами, с огромными пробоинами в стенах, покрытых гарью совсем недавно бушевавших тут пожаров. Это был Берлин — поверженная столица гитлеровского рейха.

Группа офицеров-летчиков, удостоенных боевых орденов и медалей, пробиралась через еще неразобранные баррикады, обходя разбитые пушки, автомашины и повозки. Они шли в центр города, к рейхстагу, над которым под весенним ветром гордо реяло Красное знамя Победы.

— Нам, летчикам, видевшим Берлин только с высоты полета, — вспоминал потом Сергей Алексеевич Кузнецов, — было любопытно посмотреть город и рейхстаг с земли.

Подошли к серому, закопченному от пожаров огромному зданию, а внутрь его не пробраться: кругом группы солдат, офицеров, генералов. Они так и не попали в рейхстаг. Времени в обрез, надо было возвращаться в свою часть. Полюбовавшись на Красное знамя, укрепленное на остове купола рейхстага, летчики уже хотели уходить и тут увидели, как многие из советских воинов писали мелом, выцарапывали штыками и тесаками на колоннах и цоколе фундамента свои фамилии. Сергей Кузнецов предложил:

— Ну, братцы, распишемся?

Подписей было так много, что пришлось подсаживать друг друга, чтобы дотянуться до свободного места. Сергей написал лаконично: «Пенза — Берлин. С. Кузнецов».

— И вот тогда мне невольно подумалось: «Сколько жизней понадобилось нам, чтобы дойти до Берлина, сколько сирот осталось, сколько слез было пролито нашими матерями, женами, невестами, детьми». В Берлине, у рейхстага, он вспомнил о сражениях с фашистами под Курском и Орлом, в небе над Бобруйском и Варшавой, над Кюстрином и Берлином.

— Были, видимо, и памятные бои у вас? — спросили его однополчане.

— Да. Особенно запомнились воздушные бои на Курско-Орловской дуге, — ответил он. — Именно там наши авиаторы развеяли миф о непобедимости гитлеровских люфтваффе, которых пестовал сам рейхсмаршал Геринг. И еще памятен мне бой, последний, в небе над Берлином.

Под Курском и Орлом советская авиации прочно удерживала превосходство над немецкой. Сергей Алексеевич Кузнецов воевал в составе 16-й воздушной армии, известной в годы Великой Отечественной войны своими опытными воздушными асами. Среди них — трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб, дважды Герои Советского Союза В.М. Голубев и А.Е. Боровых, наши земляки Герои Советского Союза генералы А.С. Сенаторов, Б.А. Сиднев, капитаны Герои Советского Союза В.С. Батяев, Н.С. Павлушкин, А.И. Кадомцев и герой очерка С.А. Кузнецов.

Шел апрель 1943 года. На Курско-Орловской дуге назревали бои. Гитлеровцы готовились взять там реванш за свое поражение под Сталинградом. 248-й авиационно-истребительный авиаполк, в котором воевал Сергей Кузнецов, в предвидении боев был переброшен на полевой аэродром в район железнодорожной станции Касторная. Но аэродром был только в названии. Всем без исключения пришлось работать по оборудованию летного поля. Лопатами и кирками долбили еще не совсем оттаявшую землю и возводили котлованы для землянок, складов под горючее и боеприпасы, отрывали капониры для истребителей. Чаще всего спали не раздеваясь. Одним словом, работали и воевали, но никто и никогда не роптал.

Уже после войны, когда Сергей Алексеевич Кузнецов поселился жить в Орле, при встрече с молодежью города его попросили рассказать поподробнее о боях под Орлом.

— В мае мне, командиру истребительной эскадрильи, было приказано перебазироваться на другой аэродром, — поведал он тогда. — Задание было ответственное: истребители должны были прикрывать штурмовики, совершавшие налеты на вражеские позиции у Орла. И это задание мы успешно выполнили, не потеряв ни одного самолета.

Однажды группа «яков» во главе с Сергеем Алексеевичем после выполнения боевого задания возвращалась на свой аэродром. До него оставалось лететь совсем мало, и вдруг с командного пункта по радио приказали: «Садитесь в Сухиничах. Группа поступает в распоряжение командующего 15-й воздушной армии генерала Науменко». Кузнецов тут же дает команду пилотам:

— Курс на Сухиничи! Слушать мою команду!

Прилетели туда, а аэродром основательно забит самолетами. Кое-как сели. Там оказался сам командующий. Он тут же приказал Кузнецову:

— Надо совершить налет на аэродром противника в Жуковке. Будете прикрывать штурмовики. Порядок налета уточните у командира группы штурмовиков! Аэродром в Жуковке знаете?

— Знаю, товарищ командующий. Сам однажды летал туда на разведку, — ответил Сергей.

— Вот и отлично! Кстати, вот и сам командир группы штурмовиков, — заметив подходившего к ним майора, сказал генерал. — Знакомьтесь!

Майор крепко пожал Кузнецову руку и спросил:

— Топливо есть? Сколько? Как с боеприпасами?

— Горючего на тридцать-сорок минут полета. Боеприпасов мало. Надо пополнять.

— Это сейчас технари все сделают... А теперь давай потолкуем о задании, — положив полетную карту на крыло истребителя, сказал майор. — Договоримся так: моя груша штурмует аэродром, а твоя прикрывает нас с воздуха. Через пятнадцать минут группа отходит, а ваша следует за «илами». Есть опасность: с ближайшего к Жуковке аэродрома немцы могут атаковать нас «мессерами». Надо встретить их на подлете к Жуковке. Задача понятна?

— Так точно, товарищ гвардии майор, — отчеканил капитан Кузнецов. — Когда вылетать?

— Через десять минут. Вы взлетаете первыми, а мы за вами.

Налет на вражеский аэродром в Жуковке был столь стремителен, что гитлеровцы не успели поднять в воздух ни один самолет, «илы» их уничтожили почти все. Когда вражеские машины запылали, штурмовики начали атаку наземных сооружений, и лишь тогда по ним открыли огонь зенитки, крупнокалиберные пулеметы противника, дислоцировавшиеся вокруг аэродрома. Уже при отходе после атаки раздался сильный взрыв, и в небо взметнулось огромное пламя — в воздух взлетел склад с боеприпасами.

После обработки аэродрома «илы», не нарушая боевого строя, отошли, тогда Кузнецов подал команду своим «якам»:

— Идти следом за «илами», не отставать!

Самолеты благополучно вернулись в Сухиничи. Потом авиаразведка установила — аэродром врага в Жуковке выведен из строя надолго. За этот налет генерал объявил С.А. Кузнецову и его товарищам благодарность, а командир 234-й авиационно-истребительной дивизии полковник Е.З. Татанашвили отметил боевые действия эскадрильи Кузнецова в приказе.

В июле 1943 года Сергей Алексеевич назначается заместителем командира 233-го авиационно-истребительного полка по штурманской части. Ответственность повысилась, но Кузнецов не прекращал свои боевые вылеты, и часто именно ему, как опытному летчику, поручали наиболее важные боевые задания.

Командир 233-го авиаполка майор В.В. Кравцов хорошо знал боевые качества своего заместителя С.А. Кузнецова. Служили они в одной дивизии и хотя встречались редко, но В.В. Кравцов от других офицеров слышал о нем только хорошее: смелый летчик, отличный штурман и дисциплинированный командир. Они быстро сработались, поэтому командир полка и поручал своему заместителю наиболее важные боевые задания.

5 июля на рассвете после артобстрела и бомбежки позиций советских войск гитлеровцы перешли в наступление, нанося главный удар западнее железной дороги Орел — Курск. Но оно не было для нашего командования неожиданным: разведка уже знала о планах врага, поэтому войска и авиация были приведены в полную боевую готовность.

В тот же день Кузнецов, возглавив группу из 16 истребителей, должен был атаковать вместе со штурмовиками соседнего авиаполка передний край обороны немцев у железнодорожной станции Поныри, прикрытый мощными зенитными средствами и истребительной авиацией.

Подлетая к Понырям, Кузнецов получил с командного пункта дивизии сигнал: «Будьте внимательны: впереди вражеские истребители и бомбардировщики!» «Мессеры» выскочили «от солнца», и Сергей сразу понял — противник решил применить свою прежнюю тактику: рассеять строй штурмовиков и истребителей, а затем бить их по одному. Слепящие лучи солнца отлично маскировали немецкие самолеты, но Кузнецов, заметив вражеские истребители, скомандовал своим летчикам:

— Не расходиться! Атаковать в лобовую!

Гитлеровцы имели явный перевес в численном составе и, видимо, уже предвкушали победу, но завязавшийся бой оказался не в их пользу. Кузнецову удалось срезать «мессер», тот задымил и, объятый пламенем, пошел к земле. Летевший поблизости «фокке-вульф» попытался атаковать самолет Кузнецова, но, увидев сбитый «мессер», ушел в сторону летевших строем «юнкерсов», направлявшихся к позициям советских войск.

Сергей Алексеевич понял: гитлеровцы, навязав воздушный бой, решили отвлечь наши истребители от своих бомбардировщиков. Он приказал:

— Не упускать «юнкерсы»! Бить их смелее!

Бой разгорелся с новой силой. Так случилось, что в небольшом воздушном пространстве оказалось не менее 500 истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков. И все же нашим штурмовикам удалось выйти на цель и отбомбиться. «Юнкерсы» были рассеяны, многие побросали груз, не дойдя до нашего переднего края обороны. Смелые и мужественные советские пилоты в этом бою уничтожили почти 50 вражеских истребителей и бомбардировщиков. Только группа Кузнецова сбила семь вражеских машин, потеряв лишь один «як». За воздушный бой под Понырями все его участники были награждены орденами и медалями. Сергей Алексеевич Кузнецов был награжден орденом Красного Знамени.

Поручали ему и более опасные полеты — на разведку авиабаз противника. Обычно летал один или в паре. В этом деле он был опытным бойцом: доставлял всегда самые ценные сведения о немцах. Это были и его визуальные наблюдения, и фотоснимки, отличавшиеся четкостью изображения.

Авиаполки 234-й дивизии базировались близ Мценска. Там Кузнецова вызвал командир дивизии полковник Е.В. Татанашвили:

— Сергей Алексеевич, есть сведения, что в районе Орла немцы сосредоточили много авиации. Кого порекомендуете послать на розыск?

— Разрешите слетать мне, — ответил Кузнецов.

— Не возражаю, но будьте осторожнее. Задание сложное и рискованное. Заодно постарайтесь, если будет время, облететь и известные нам аэродромы. Желаю успеха. Не зарывайтесь! Я знаю, вы рискованный человек. Нам нужны вы и сведения о противнике.

— Постараюсь сделать все, от меня зависящее.

Подлетая уже к Орлу, Сергей Алексеевич запросил по радио обстановку на маршруте и кратко доложил о ходе полета. Ему ответили: «От Орла к линии фронта следует три группы «юнкерсов». Определите их численность и направление полета. В случае необходимости атакуйте, свяжите боем до подхода нашей помощи. Главное — не допустить их к нашим позициям. Пока к вам на помощь следует Мирошниченко. Ждите его в секторе три дробь пять...».

Кузнецов вышел в назначенный сектор, поднялся повыше к редким облакам, через несколько минут увидел в секторе самолет старшего лейтенанта Д.Г. Мирошниченко. Они сблизились, переговорили по радио и полетели в направлении Орла, прикрываясь облаками. Прямо по их курсу, но ниже, увидели группу из двенадцати «юнкерсов». Кузнецов сообщил об этом на КП дивизии, спросил Мирошниченко:

— Атакуем или подождем подхода наших?

— Чего ждать? Атакуем!

— Тогда так: заходи справа, а я слева. Возьмем в клещи. Но посматривай за горизонтом! Возможно, где-то близко «мессеры».

Оба «яка», немного снизившись, пошли на «юнкерсов» и врезались в их строй. Почти одновременно открыли по ним пушечный огонь, чередуя с пулеметными очередями. Фашисты, не ожидая такого натиска двух истребителей, стали маневрировать, и строй бомбардировщиков рассыпался. Этого и надо было нашим летчикам. Они на большой скорости сближались с одиночными машинами и били по ним.

Когда пара наших сбила «юнкерсов», со стороны Орла показались «мессеры» и «фокке-вульфы». Их было около двух десятков. Превосходство большое, и Сергей дает сигнал напарнику о выходе из боя. В это время с КП дивизии ободряюще передали: «Молодцы! Держитесь! Сейчас подойдет к вам помощь!» Кузнецов и Мирошниченко, почти израсходовав все боеприпасы, отошли от «юнкерсов» и свечой взвились вверх, а вслед за ними ринулись подошедшие вражеские истребители. Немецкие пилоты посчитали два советских истребителя своей жертвой. Окружив их кольцом, открыли по ним огонь. И тут случилось для противника непредвиденное —подоспели «яки» и завязали воздушный бой. Самолеты закружились в неистовой схватке, а Кузнецов и Мирошниченко, воспользовавшись этим боем, с чувством исполненного долга, пошли в сторону линии фронта, на свой аэродром. Топлива у них было в обрез, еле хватило до полка.

Они снизились и увидели уходящих в свой тыл двух «юнкерсов». Азартный Кузнецов решил не упустить их и направил свою машину на сближение. Мирошниченко последовал за ним, атаковав другой бомбардировщик. Пулеметная очередь, посланная Сергеем, пронзила «юнкерс», но он продолжал лететь, хотя уже начал дымить. Тогда Кузнецов вывел свой «як» повыше, спикировал и вторично ударил уже по пилотской кабине. Бомбардировщик, потеряв управление, камнем полетел вниз и на земле взорвался на своих же бомбах. А у Мирошниченко все сложилось неудачно. Он приблизился к «юнкерсу», взял его в прицел, нажал на гашетку пулеметов, но выстрелов не последовало. «Черт возьми, кончились патроны!» — выругался он, отошел от бомбардировщика, который из задней сферы вел пулеметный огонь, и тот скрылся в облаке.

Совершив посадку на своем аэродроме, С.А. Кузнецов и его напарник Д.Г. Мирошниченко, усталые, но довольные боем, подрулили на стоянку. К ним подбежал дежурный и приказал:

— Немедленно на КП. Там вас ждет начальство.

Когда они вошли туда, немного растерялись. Еще бы! Там оказался сам представитель Ставки Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, командующий 16-й воздушной армией генерал-лейтенант С.И. Руденко, комдив полковник Е.З. Татанашвили и несколько других незнакомых офицеров. Сергей догадался: «Это, видимо, во время нашего боя с «юнкерсами» с КП и сказал сам Жуков: «Молодцы! Держитесь! Сейчас подойдет к вам помощь!»

Сергей Алексеевич четко вскинул к шлему руку, хотел доложить Г.К. Жукову о выполнении боевого задания: «Товарищ маршал...», но Жуков, не приняв рапорт, махнул рукой, улыбнулся, подошел к нему, крепко пожал руку, скупо похвалил:

— Вот вы какие! Хорошо воюете. Поздравляю с успехом!

Затем Жуков, повернувшись к Руденко, сказал:

— Представь их к наградам. Они заслужили. Молодцы!

С.А. Кузнецов и Д.Г. Мирошниченко были награждены орденами Красного Знамени. Потом были новые бои, новые награды. А 26 октября 1944 года им одним указом Президиума Верховного Совета Союза ССР были присвоены звания Героев Советского Союза. В указе было сказано лаконично: «...за образцовое выполнение задания командования и проявленные при этом отвагу и героизм».

Однажды, когда Сергей Алексеевич, выступая с докладом о Великой Отечественной войне на одном из предприятий города Орла, стал говорить о своем боевом напарнике Д.Г. Мирошниченко, о его боевых подвигах, кто-то спросил его:

— А вам, Сергей Алексеевич, за что присвоили звание Героя Советского Союза?

— Точно сказать не могу, — ответил он, чуть смутившись. — Воевал, как и все... Видимо, заслужил.

Он скромно умолчал о своих подвигах, а рассказать мог бы многое. Воевать начал с октября 1941 года. Был дважды ранен в воздушных боях. Войну закончил в Берлине. За период боев на многих фронтах произвел почти 230 боевых вылетов, участвовал в 52 воздушных боях, сбил лично 19 вражеских самолетов и еще 8 самолетов в групповых боях. И это, не считая уничтоженной боевой техники, десятков складов с топливом и боеприпасами, военным имуществом, подавленных зенитных средств защиты врага.

Свой последний бой Кузнецов провел над Берлином. Сергей Алексеевич получил задание на вылет с целью барражирования в западной части Берлина. На языке летчиков это называлось «свободной охотой», когда пилот мог перехватывать вражеские самолеты и уничтожать их один, иногда в паре с другим пилотом. Обычно на такие задания посылали наиболее опытных и смелых.

Это было в конце апреля 1945 года. Топливо в баках его «яка» уже кончалось, и Кузнецов, барражировавший на высоте около трех тысяч метров, стал снижаться, чтобы выйти на курс к своему аэродрому. И тут заметил следовавший с запада на высоте 800—900 метров «юнкерс». Он уже знал, что такие машины в последние дни гитлеровцы посылали в Берлин со специальными заданиями — они перебрасывали туда контейнеры с боеприпасами, вооружением и продуктами питания. Иногда самолеты сбрасывали и парашютистов в помощь осажденным в Берлине.

Сергей решительно пошел на сближение. Гитлеровские пилоты, заметив его самолет, попытались скрыться в набегавшем облачке, но Кузнецов, имея преимущество в высоте и скорости, резко спикировал и ударил по «юнкерсу» из пушек, но промахнулся, а затем послал еще очередь из пулеметов с более близкого расстояния. Пули прошили заднюю часть фюзеляжа и рассекли его. От хвоста «юнкерса» в разные стороны полетели обломки, вражеская машина камнем пошла к земле и взорвалась.

Радостной вестью для Сергея Алексеевича было сообщение о том, что он и некоторые его боевые товарищи командируются в Москву, на парад Победы. Вместе с ним по Красной площади 24 июня 1945 года шел его земляк и друг Герой Советского Союза Николай Сазонович Павлушкин. Хотя они и воевали в разных местах, но знали друг о друге из публикаций в армейских газетах. И вот, повстречавшись в Москве, стали друзьями. После Великой Отечественной войны служили они тоже в разных местах: Сергей Алексеевич — в Орле, а Николай Сазонович — в Воронеже, но постоянно переписывались, иногда встречались. Сохранился фотоснимок, на котором запечатлены оба земляка вместе с шестью другими Героями Советского Союза, летчиками-истребителями, участниками парада Победы, среди которых дважды Герой Советского Союза Андрей Егорович Боровых.

До 1945 года Сергей Алексеевич продолжал службу в ВВС Советской Армии и в звании полковника вышел в отставку. Поселился в Орле, в городе, который освобождал от немецко-фашистских захватчиков. Несколько лет работал и лишь из-за тяжелого заболевания был вынужден уйти на отдых. Но продолжал общественную деятельность. Был членом совета ветеранов войны и труда Железнодорожного района, лектором городского общества «Знание», часто встречался с молодежью города, выступал с лекциями и докладами по истории Великой Отечественной войны перед тружениками промышленных предприятий, учреждений и учебных заведений города Орла, выезжал в окрестные села и поселки.

Умер он 23 октября 1973 года и похоронен на воинском кладбище под Орлом. На его могиле установлен гранитный обелиск.

Не забыли о нем жители Орла. В актовом зале Железнодорожного райвоенкомата установлена галерея портретов Героев Советского Союза — уроженцев и жителей Орла. Среди них есть и портрет нашего земляка Сергея Алексеевича Кузнецова. На нем изображен человек мужественный с волевым лицом, на груди которого орден Ленина, два ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского II степени, Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды и более десятка боевых медалей, а над ними сияет Золотая Звезда Героя Советского Союза.

Родился Сергей Алексеевич Кузнецов в канун Великого Октября, 21 октября 1917 года, в селе Большие Хутора Нижнеломовского района в семье крестьянина. С детских лет он познал тяжелый крестьянский труд. В 1932 году окончил семь классов школы колхозной молодежи, затем курсы садоводов и до осени 1935 года работал в колхозе агрономом-садоводом. В сентябре по путевке комсомола ушел добровольцем служить в ряды Красной Армии и был зачислен курсантом Оренбургского военно-авиационного училища, которое ныне носит имя дважды Героя Советского Союза генерала И.С. Полбина. В июле 1938 года Кузнецов получает диплом летчика-истребителя. Член КПСС с 1940 года, Сергей Алексеевич сочетал командирскую работу с воспитательной деятельностью среди подчиненных — пилотов, авиамехаников. Защищая Родину от фашистских захватчиков, проявлял смелость, мужество и героизм. Девизом в боях были его бессмертные слова: «Жизнь дорога, но Родина дороже!».

Ныне в Оренбургском военно-авиационном училище имени И.С. Полбина ветераны создали музей истории училища. Среди экспонатов есть материалы, фотографии и документы, рассказывающие о жизни и 6oвых подвигах на фронтах Великой Отечественной войны полковника Сергея Алексеевича Кузнецова. Не забывают о своем земляке и жители его родного села Большие Хутора. В школе, где он учился, есть уголок «Боевой и трудовой славы», там экспонированы докумениты и фотографии о нем и его односельчанах — участниках Великой Отечественной войны.

Ф. Ивашкин

«Герои и подвиги» (Сборник очерков), Саратов, Приволжское книжное издательство, 1990 год)

При составлении биографических данных о Героях Советского Союза были использованы архивные материалы и сведения из Интернета.


  Группы телеканала «Россия 1. Пенза»
  Читать russia1penza в Твиттере Читать russia1penza ВКонтакте Читать russia1penza в Одноклассниках Читать russia1penza в Facebook Смотреть russia1penza на YouTube


 Все сюжеты дня









АРХИВ 
р е к л а м а

п р о г р а м м ы

Презентация новой студии ГТРК «Пенза»

Ваши «Вести» в нашем эфире

Социальные сети

Новый год

Вести. Пенза

Вести. Пенза. События недели

Вестник студента

Пензенский государственный университет

Пензенская хроника. ХХ век

Доброе утро, Пенза!

58 регион. Территория успеха

Вести. Пенза. Подробности

Вести. Пенза. Экономика

Сельские вести

ЧМ-2018

Фильмы ГТРК «Пенза»

Открытая книга

Радио России из Пензы

Лермонтовский дневник

Эксклюзивно. Сделано в Пензе

Законодательная практика

Край талантов

АгроНавигатор

У камина

Интересная персона

Веры дивная лампада

Возродим святыню

Уроки творчества

© 2019 «Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2019. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@rfn.ru. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 954-04-61, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru. Техническое сопровождение: Дирекция информационных технологий ВГТРК.