Эксклюзивное
интервью:
То, о чем вы хотели спросить
Фильмы
ГТРК "Пенза":
Мир в нашем объективе
Вести.Пенза
Экономика:
Достижения, развитие, опыт
Фотоновости
Пензы:
Узнавайте моменты и детали



О КОМПАНИИ
История компании
Руководство компании
Лица компании
Голоса компании
Каналы вещания
Проекты
Рекламодателю
Вести FM
Контакты
Промо ТВ
ПРОГРАММА ПЕРЕДАЧ
«Россия 1. Пенза»
«Радио России»
«Вести FM. Пенза» 96.0
ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИОНЕ
Пензенская область  
Слава губернии  
Новости бизнеса  

Новости
14.04.2015 11:11 В Санкт-Петербурге пензенскому Герою установлен памятник, в Вольске — мемориальная доска

 Санкт-Петербурге пензенскому Герою установлен памятник, в Вольске — мемориальная доска

Фото
В Саратовской области на территории Вольского высшего военного училища тыла министерства обороны РФ напротив здания управления вуза стоит памятник. Рядом с ним мемориальная табличка в память о Герое Советского Союза Иване Павловиче Власове, чья эскадрилья уничтожила немало врагов в ходе Великой Отечественной войны.



Когда-то в этом городе он учился, но родиной его стала Пензенская область. Родился Иван Павлович Власов 15 июля 1912 года в деревне Теряевка Неверкинского района Пензенской области в крестьянской семье. Русский. В 1921 году с матерью переехал в Верхозим.

Образование среднее. По информации с сайта правительства Пензенской области, бывшая учительница Татьяна Федоровна Гущина так рассказывала о нем: «Хорошо помню Ваню. Бойкий, сообразительный мальчик. Бывало, спрашиваю учащихся: кто хочет ответить урок? Ваня тотчас же поднимает руку. Любимым его занятием был спорт, он принимал участие во всех спортивных соревнованиях. Мечтал быть летчиком. В библиотеке его особенно интересовали книги об авиации».

После окончания школы Иван стал рабочим Верхозимской суконной фабрики. В 1930 году комсомольская организация фабрики направляет его в Вольскую и Борисоглебскую военно-авиационные школы пилотов. Три года упорной учебы и Власов становится пилотом. После учебы у молодого командира Власова началась трудная работа. Изо дня в день совершенствовал он мастерство и вскоре стал командиром эскадрильи, летчиком первого класса.

Боевая деятельность Ивана Павловича началась во время войны с белофиннами. Скоростные бомбардировщики его эскадрильи стояли на аэродроме, который находился к северу от Ленинграда. Командование поставило задачу — прорвать хваленую «линию Маннергейма», не дать белофиннам возможности вести артиллерийский огонь по городу.

Получив приказ к вылету на боевое задание, командир Власов сказал летчикам: «Бомбежка должна быть прицельной!».

Днем и ночью эскадрильи бомбардировщиков наносили удары по наземным позициям противника, подавляли огневые точки, бомбили скопления войск и техники в тылу врага. И мощная линия укреплений была прорвана. За отличное выполнение боевых заданий командования эскадрилья была награждена орденом Красного Знамени, а ее командиру Ивану Павловичу Власову в 1940 году Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.

Великая Отечественная война застала Власова в Эстонии. Воевать ему довелось на Северо-Западном фронте. Летчики подразделения Ивана Власова долгое время защищали Ленинград. Эскадрилья под его командованием уничтожила немало врагов.

Затем Власова назначили командиром перегоночного полка.









В дальнейшем Иван Власов был направлен в Академию ВВС. После учебы выполнял особые задания командования.



6 февраля 1957 года Иван Павлович погиб при исполнении служебных обязанностей. Похоронен Власов в Ленинграде на Богословском кладбище. По решению Ленинградского горисполкома на могиле Героя установлен памятник.



Партия и правительство высоко оценили боевые заслуги полковника Власова. Он был награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны и четырьмя медалями. Вся жизнь Героя Советского Союза полковника Ивана Власова была ярким примером беззаветного служения Родине. Высоко чтут память Героя-земляка жители поселка Верхозим. Одной из улиц поселка присвоено имя Ивана Власова.

В 2010 году на здании школы села Верхозим Кузнецкого района Пензенской области установлена мемориальная доска в память о выпускнике школы — Герое Советского Союза, летчике-испытателе, полковнике Иване Власове.

Есть мемориальная доска и в Пензе, где среди имен есть имя Ивана Власова.

Жизнь и подвиг Героя увековечены в очерке пензенского журналиста. В проекте телеканала «Россия 1. Пенза», посвященном Героям-пензенцам, предлагаем познакомиться с ним.



Взлет к бессмертию

Кто не мечтает в детстве о небе, о полетах в неизведанные выси. Порой смотришь: идет мальчишка, и будто бы у него интереса ни к чему нет. Но вдруг останавливается, наблюдая жужжащий полет шмеля. Долго он следит за тем, как шмель с цветка тяжело поднимается кверху и, словно приобретя двойную силу, легко порхает над лугом. А когда скрывается из вида, парнишка устремляет свой взор в голубое небо и задает себе вопрос: что же там?

Грезилось это и Ване Власову. Десятилетний сорванец убегал за село Тареевка на берега тихой Кадады, ложился на траву и подолгу засматривался в бездонную синеву пятого океана.

«Вон плывут облака, так и серебрятся в лучах солнца. А что выше их? — думал он. — Вырасту, выучусь на летчика, взлечу в небо и посмотрю оттуда на землю. Она должна быть издалека красивая-красивая!».

Книжки об авиации Ваня стал читать чуть ли не с первого класса. Учился Власов в Верхозимской средней школе. Его бывшие преподаватели и сейчас помнят бойкого, коренастого подростка с черной шевелюрой на голове. Они рассказывают, что мальчишечьи глаза, открытые, глубокие, как омуты, были постоянно устремлены в небо. Он подолгу наблюдал за ласточками, которые то стремительно взмывали ввысь, то камнем падали к земле.

Однажды на уроке физики речь зашла о пилотах.

— Кто знает что-нибудь о русском летчике Нестерове? — спросил преподаватель. Первым живо отозвался Ваня Власов:

— Я знаю о Нестерове Петре Николаевиче.

— Ну и что ты о нем расскажешь? — полюбопытствовал учитель.

— Нестеров был выдающимся русским военным летчиком. Он родился в 1887 году. В 1904-м окончил Нижегородский кадетский корпус, в 1906-м — Михайловское артиллерийское училище в Петербурге, затем офицерскую воздухоплавательную школу и был назначен начальником 11-го корпусного отряда 3-й Киевской авиароты. Петр Николаевич — основоположник высшего пилотажа: он впервые совершил глубокие виражи и первым в мире в 1913 году выполнил на самолете замкнутую кривую мертвую петлю. Теперь она зовется «петлей Нестерова». Петр Николаевич был увлечен и конструированием летательных аппаратов. Он разработал проект оригинального самолета. В 1914 году, когда Россия воевала с Германией, Нестеров впервые применил воздушный таран и сам при этом погиб.

— Молодец! — удивляясь знаниям Власова, сказал учитель. — Верится, что и ты через годы взлетишь в небо.

После школы Власов начал работать на Верхозимской суконной фабрике. Чуть ли не с первых дней он проявлял смекалку, был трудолюбив и сноровист. Его портрет вывесили на фабричной доске Почета. Вскоре Ваня вступил в комсомол, а спустя полгода Власова направили в авиационное училище. Расставаясь с друзьями, от радости воскликнул:

— Ура! Я буду летать!

Три года длилась учеба. Кроме теории Власов отрабатывал практические приемы самолетовождения, тактику воздушного боя, парашютное дело. Правда, все это пока на земле. И лишь потом пришел первый день полета.

Сидя в кабине позади инструктора, Ваня с замиранием сердца следил, как машина оторвалась от аэродрома и стала набирать высоту. Под крылом самолета поплыли квадраты полей, узкие речки, деревеньки, а вверху голубая даль, уходящая к звездам.

— Что, Власов, грудь распирает? — улыбнулся инструктор.

— Опьянел, товарищ командир, — только и ответил курсант, потирая кожаной перчаткой лоб.

— А ну, бери управление на себя, — сказал инструктор, — покажи, чему ты научился.

Вначале машина вздрогнула, как-то неуверенно качнулась. Но в считанные секунды Власов справился с волнением и уверенно повел самолет.

Уже на земле инструктор дружески похлопал его по плечу:

— Вижу, хорошо будешь летать.

После училища молодой пилот недолго плавал по мирному небу. Настораживала обстановка на границе с Финляндией. Германские фашисты толкали белофинских реакционеров на войну с Советским Союзом. И они, организовав несколько провокаций, в открытую перешли к боевым действиям.

Подготовка к этому велась, конечно, долго. Например, с 1929 по 1939 год строилась так называемая линия Маннергейма. Железобетонные и гранитно-земляные военные укрепления сооружались с помощью англо-французских империалистов и немецко-фашистских агрессоров.

Система обороны линии опиралась на естественные препятствия озерно-лесной и болотистой местности Карельского перешейка. Перед укреплениями располагались заграждения: до 12 рядов каменных надолб, от 15 до 45 рядов сети проволочных заграждений, противотанковые рвы и система полей минных фугасов. Каждый населенный пункт представлял собой как бы узел с радиосвязью, запасами горючего, боеприпасами.

Рассчитывая на мощную оборону, финские фашисты думали при поддержке извне добиться победы.

В свою очередь, советское командование приняло решительные меры по отражению врага. С первых же дней войны ответственное задание было возложено на авиацию. Ей поручалось уничтожить дальнобойную артиллерию, которая прямой наводкой палила по окраинам Ленинграда, и разрушить коммуникации линии Маннергейма.

Одной из первых совершила полеты над вражеской территорией эскадрилья, которой командовал Иван Павлович Власов. Ей приходилось в лютые морозы, когда поземка заметала дороги к укреплениям, отыскивать цели и наносить точные бомбовые удары.

Однажды у советских самолетов в районе Иматры обледенели стекла кабин, ухудшилась видимость, но и в таком положении Иван Власов сумел обнаружить укрепления и скопление машин. В то же самое время массированный огонь открыли зенитки противника, в воздухе показались финские истребители. Наши машины шли на бомбометание без прикрытия. Власов тщательно оценил сложившуюся обстановку.

— Держать боевой строй! — приказал он летчикам и добавил:

— Атакуем по всем правилам. Бомбить прицельно.

Он сделал крутой разворот, и его самолет стал снижаться. Тот же маневр повторили и остальные летчики.

После атаки советские самолеты взяли курс на свой аэродром. На черном снегу догорали вражеские машины, распластались сотни убитых солдат.

Командир полка перед строем похвалил власовских соколов за успешное выполнение задания. И вскоре отличившиеся пилоты были представлены к правительственным наградам.

В условиях суровой зимы эскадрилья капитана Власова обеспечила прорыв советских стрелковых соединений к линии Маннергейма, уничтожила промышленные и военные объекты в районе Иматры. За три месяца летчики совершили 52 боевых вылета. Днем и ночью они прицельно подавляли огневые точки, живую силу противника, штурмовали доты и дзоты.

Зa умелое проведение боевых действий и проявление при этом личного умения и героизма Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года Ивану Павловичу Власову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Михаил Иванович Калинин, вручая в Москве ордена и медали участникам сражений с белофиннами, обращаясь непосредственно к Ивану Павловичу, сказал:

— Примите от имени Родины высокую награду. Мы гордимся такими соколами, как вы. Такие летчики, как вы, и составляют высокую гордость России.

Великая Отечественная война застала нашего земляка в Эстонии, где он служил заместителем командира авиационного полка. С первых же дней его летчики отражали натиск фашистов, рвавшихся к Ленинграду. Затем Власова назначили командиром перегоночного полка. Вначале Иван Павлович обиделся на такое назначение, зато со временем понял, что ему доверили очень ответственную работу. Перегонять самолеты по неизведанным маршрутам на прифронтовые аэродромы — задача по плечу только опытным пилотам, умевшим хорошо ориентироваться в воздухе при любых метеорологических явлениях. За всю войну перегоночный полк поставил фронту 7 тыс. 21 самолет, не имея при этом ни единого аварийного случая.

Участвовал прославленный ас и в боевых действиях с Японией. Там он по маршрутам Якутск — Хабаровск — Владивосток — Петропавловск-на-Камчатке со своим полком перегнал свыше 770 самолетов. За подвиги на фронтах Иван Павлович Власов был удостоен двух орденов Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени и многих медалей.

Одному из авторов этого очерка десять лет назад военный атташе при посольстве Чехословацкой Советской Социалистической Республики в Москве товарищ Владислав Райхл передал личное письмо Болислава Биляка. В нем он сообщал о дружбе с полковником Советской Армии Иваном Павловичем Власовым.

6 февраля 1957 года Герой Советского Союза И.П. Власов погиб. Гроб с его телом был доставлен в Ленинград, где и похоронен на одном из кладбищ. В своей траурной речи полковник ЧССР Биляк сказал, что Герой Советского Союза И.П. Власов был искренним другом чехословацких летчиков, которым отдал все свои знания и опыт. Таким он и останется в сердцах тех, с кем ему довелось работать в послевоенное время.

Память о верном сыне нашей Родины коммунисте Иване Павловиче Власове жива в селе Тареевка и рабочем поселке Верхозим, где прошли его детство и юношество. Его именем названы улицы, портреты и материалы о его героическом подвиге хранятся в комнатах славы Верхозимской суконной фабрики и школе.

Есть в Пензе мемориальная доска. Среди имен тех, кто совершал подвиги, и имя Героя Советского Союза И.П. Власова.

В. Бердников, Н. Маркин

«Герои и подвиги» (Сборник очерков), Саратов, Приволжское книжное издательство, 1984 год)

При составлении биографических данных о Героях Советского Союза были использованы архивные материалы и сведения из Интернета.


  Группы телеканала «Россия 1. Пенза»
  Читать russia1penza в Твиттере Читать russia1penza ВКонтакте Читать russia1penza в Одноклассниках Читать russia1penza в Facebook Смотреть russia1penza на YouTube


 Все сюжеты дня









АРХИВ 
р е к л а м а

п р о г р а м м ы

Презентация новой студии ГТРК «Пенза»

Ваши «Вести» в нашем эфире

Социальные сети

Новый год

Вести. Пенза

Вести. Пенза. События недели

Вестник студента

Пензенский государственный университет

Пензенская хроника. ХХ век

Доброе утро, Пенза!

58 регион. Территория успеха

Вести. Пенза. Подробности

Вести. Пенза. Экономика

Сельские вести

ЧМ-2018

Фильмы ГТРК «Пенза»

Открытая книга

Радио России из Пензы

Лермонтовский дневник

Эксклюзивно. Сделано в Пензе

Законодательная практика

Край талантов

АгроНавигатор

У камина

Интересная персона

Веры дивная лампада

Возродим святыню

Уроки творчества

© 2021 «Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2021. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@rfn.ru. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 954-04-61, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru. Техническое сопровождение: Дирекция информационных технологий ВГТРК.